ГЛОССАРИЙ

Автоматизированная система информирования участников дорожного движения
комплекс технических и программных решений, позволяющий оперативно предоставлять информацию участникам дорожного движения.
Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД)
комплекс технических и программных решений, предназначенный для эффективного и безопасного управления транспортными и пешеходными потоками.
Адаптивное управление дорожным движением
управление дорожным движением в режиме реального времени с учетом параметров транспортного потока.
Автоматизированная система управления и мониторинга светофорных объектов (АСУМСО)
координированная система мониторинга состояний, режима работы, планового и аварийного управления светофорными объектами.


Автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУТП)
комплекс программных и технических средств, которые предназначены для создания автоматизированной системы управления оборудованием и производственными процессами.
Бутылочное горлышко
дорожный участок, на котором пропускная способность транспортного потока ниже, чем на остальных участках улично-дорожной сети.
Видеодетектирование
технология детектирования, которая позволяет определить параметры транспортного потока, в том числе в режиме реального времени; работает на основе видеокамеры.
Выносной пульт управления (ВПУ)
пульт дистанционного управления оборудованием.
Детектор бесконтактный
дорожный детектор, который получает информацию о транспортном потоке без непосредственного контакта с транспортными средствами.
Детектор дорожный (ДД)
устройство, которое обнаруживает транспортные средства и определяет параметры транспортного потока.
Детектор заторовый (присутствия)
дорожный детектор, который измеряет время присутствия транспортного средства на заданном участке дороги.
Детектор интенсивности
дорожный детектор, который измеряет количество проезжающих транспортных средств на заданном участке дороги за определенный период времени.
Детектор инфракрасный
дорожный детектор, который определяет присутствие и местоположение транспортных средств в транспортном потоке; работает на основе инфракрасного излучения.
Детектор комбинированный
дорожный детектор, сочетающий несколько технологий детектирования.
Детектор контактный
дорожный детектор, который получает информацию о транспортном потоке при непосредственном контакте с транспортными средствами.
Детектор проходной
дорожный детектор, который позволяет зафиксировать появление транспортного средства на заданном участке дороги.
Детектор радиолокационный (микроволновый)
дорожный детектор, который определяет количество, местоположение, интенсивность, среднюю скорость ТС в транспортном потоке; работает на основе излучения электромагнитной волны.
Детектор скорости
дорожный детектор, который определяет скорость движения транспортного потока на заданном участке дороги.
Детектор состава потока
дорожный детектор, который позволяет получить статистические данные о составе транспортного потока (легковые, грузовые и иные ТС) на заданном участке дороги.
Диспетчерское управление (ДУ)
системное управление светофорными объектами и управляемыми дорожными знаками оператором (диспетчером) управляющего пункта.
Дорожно-транспортная сеть (ДТС)
совокупность транспортных путей, которая соединяет транспортные узлы и населенные пункты.
Зеленая волна
координированная система по управлению светофорными объектами, которая повышает скорость, эффективность и безопасность транспортных потоков.
Знак переменной информации (ЗПИ)
дорожный знак с возможностью обновления информации о дорожном движении.
Индуктивная рамка (ИР)
чувствительный элемент контактного дорожного детектора, который позволяет зафиксировать проезжающее транспортное средство.
Инвазивные технологии детектирования
технологии детектирования, которые подразумевают встраивание детектора в дорожное покрытие.
Интеллектуальные транспортные системы (ИТС)
комплекс передовых технических и программных решений, направленных на достижение устойчивой мобильности, эффективности, безопасности транспортных потоков.
Интенсивность дорожного движения
количество транспортных средств, проезжающих на заданном участке дороги за определенный период времени.
Конфликтные транспортные потоки
транспортные потоки, для которых характерно конфликтное пересечение траекторий движения участников дорожного движения.
Контроллер дорожный (ДК)
устройство, которое предназначено для переключения сигналов светофорных объектов и управляемых дорожных знаков в АСУДД.
Координированное управление (КУ)
согласованное управление светофорными объектами и управляемыми дорожными знаками, которое обеспечивает наиболее эффективную организацию дорожного движения.
Кроссплатформенная система мониторинга светофорных объектов (ОКО)
система мониторинга, к которой подключены дорожные контроллеры и дорожные детекторы для сбора и анализа информации о состоянии и режимах работы светофорных объектов.
Неинвазивные технологии детектирования
технологии детектирования, которые подразумевают установку программно-аппаратного комплекса (дорожных детекторов) вблизи дорожного участка.
Основной такт светофорного регулирования
период, в течение которого действует комбинация «основных» светофорных сигналов на дорожном участке (красный и зеленый сигналы).
Периферийное устройство АСУДД
устройство, которое устанавливается вне диспетчерского пункта для управления дорожным движением.
Пешеходный поток (ПП)
совокупность движущихся по дорогам пешеходов.
Пешеходное вызывное табло
устройство, которое предназначено для вызова пешеходами «разрешающего» сигнала светофора.
Пиковая интенсивность потока
максимальное количество транспортных средств, проезжающих на заданном участке дороги за определенный период времени.
Платформа SCADA
комплекс программных и технических средств, обеспечивающий возможность автоматизированного сбора данных и контроля над процессом управления дорожным движением.
Плотность дорожного движения
количество транспортных средств на 1 километр дорожного участка.
Приоритет движения
организация приоритетного проезда городского пассажирского и специального транспорта через перекрестки, оснащенные системой адаптивного управления.
Промежуточный такт светофорного регулирования
период, в течение которого действует комбинация «промежуточных» светофорных сигналов на дорожном участке (красный–желтый, желтый, желтый–зеленый сигналы).
Пропускная способность дорожного участка
максимальное количество транспортных средств, которое может пропустить дорожный участок за единицу времени.
Реверсивный светофор
светофор, позволяющий осуществлять регулирование движения транспортного потока по одной полосе в противоположных направлениях.
Регулируемый перекресток
перекресток, на котором оборудована система координированного управления светофорными объектами для повышения эффективности дорожного движения.
Светофорный объект
комплекс устройств, состоящий из светофора, дорожного контроллера и дополнительного оборудования (ВПУ, ТВП и др.)
Табло вызова пешехода (ТВП)
кнопка, которая используется для вызова пешеходной фазы светофора; элемент светофорного объекта.
Табло переменной информации (ТПИ)
светодиодное табло, которое позволяет оперативно предоставлять информацию участникам дорожного движения.
Технология детектирования
принцип работы дорожного детектора определенного типа.
Технология V2X
технология обмена информацией между транспортным средством и окружающими его объектами.
Транспортный поток (ТП)
совокупность движущихся по дорогам транспортных средств.
Транспортная система
технологически взаимосвязанная совокупность транспортных средств, транспортных коммуникаций и транспортной инфраструктуры.
Транспортное средство (ТС)
автотранспортное средство, предназначенное для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы, грузовые и легковые автомобили).
Улично-дорожная сеть (УДС)
система взаимосвязанных улиц и автомобильных дорог в пределах населенного пункта.
Умный перекресток
комплекс решений АСУДД, который позволяет сделать дорожное движение на перекрестке эффективным и безопасным.
Умный светофор
автоматизированная система управления светофорными объектами, которая позволяет сделать дорожное движение эффективным и безопасным.
Устройство накопления информации по транспортным потокам (УНИТП)
разновидность дорожного детектора; позволяет получать статистические данные о транспортных потоках за указанный период времени.
Участники дорожного движения
водители и пассажиры транспортных средств, пешеходы.
Фаза светофорного регулирования
совокупность основного и последующего промежуточного такта светофорного объекта.
Центральный диспетчерский пункт (ЦДП)
центр, в который поступает актуальная информация о состоянии работы комплекса технических средств АСУДД и показателях транспортных потоков.
Цикл светофорного регулирования
периодически повторяющиеся фазы работы светофорного объекта.